0
27721
Яхта своими руками
В современном строительстве яхт происходят многочисленные перемены, связанные с новым и более надежным парусным вооружением, силовыми и энергоустановками, системами навигационного оборудования, материалами и методами изготовления корпусов и пр. Благодаря этому, построенная сегодня своими руками яхта, во многом выгодно отличается от «посуды» двадцати или десятилетней давности. Технологии не стоят на месте, они сильно изменились даже для таких традиционных материалов, как древесина, сплавы алюминия или сталь. Теперь уже и самодеятельные судостроители широко применяют их рациональные и современные приемы. Например, тот же армоцементный корпус стал достаточно привычным, хотя и не самым обычным, в среде энтузиастов яхтенного строительства.
И хотя для многих постройка яхты своими руками, как давнишняя и заветная мечта, не связывается с холодным экономическим расчетом, однако жизнь показывает, что выбор проекта все же требует трезвого расчета и реализации, оправданной материально. Тогда есть шанс увидеть свое детище на волне под парусом и услышать пение ветра в снастях. Так, из-за дороговизны работ, специалисты не рекомендуют на постройке по проекту оригинально разработки, применение формованных и клееных пластиковых или деревянных обшивок. В подобном случае, в частности, более целесообразной считается диагональная обшивка. Этот способ позволяет обойтись более дешевыми поперечными шаблонами. С другой стороны, строительство стеклопластиковых корпусов требует точного соблюдения технологий, высокого исполнительского профессионализма, соответствующего оборудования, экономически оправданно в условиях серийного производства профессиональной верфи.
Не менее сложна в постройке армоцементная парусная яхта своими руками. Материал требует тщательного соблюдения технологии литья корпуса судна. К тому же, сама технология постройки яхтенного корпуса из армоцемента лишь издали напоминает бетонные работы в строительстве наземных или подземных конструкций. Она требует кропотливого труда и соответствующих знаний. Как правило, дефекты, получаемые в ходе изготовления, трудно обнаружить и устранить сразу. Они проявляются много позднее, при эксплуатации, на воде и т.д. Так и в случае с этим «экономичным» материалом, кажущаяся дешевизна может обернуться значительным увеличением эксплуатационных и ремонтных расходов. Кроме того, армоцемент имеет значительный вес, что является также несомненным недостатком. Практика показала, что приемлемое соотношение веса начинается с двенадцати – четырнадцатиметровых корпусов. Несмотря на все сказанное, многие яхтсмены энтузиасты справедливо считают армоцемент прочным и долговечным, неприхотливым к внешним условиям, хотя и требующим повышенных затрат труда. Делая выбор, стоит все же помнить, что цена корпуса не является основной статьей расходов при выведении сметной стоимости всей яхты.
Перед тем, как построить яхту своими руками, стоит прислушаться к мнению профессиональных конструкторов, утверждающих, что ни стеклопластиковые, ни армоцементные корпуса не составляют серьезной конкуренции традиционным дереву и металлу. И в первую очередь, они проигрывают в соотношении массы и прочности построенной лодки. Удивительно то, что вес и стоимость качественного пластикового корпуса значительно выше, а его применение, как показали экономические расчеты, оправдывает себя только в серийных постройках. В то же время, именно сплавы легких металлов и древесина оказываются наиболее перспективными при строительстве лодок средних размеров. В частности, из металлов широко применяются судостроительные стали с обычной и повышенной прочностью, сплавы алюминия с магнием и марганцем.
Но наиболее качественный и долговечный корпус обеспечивает самый древний материал в судостроении – древесина. Катера и яхты своими рукамипостроенные из нее, долговечны, имеют наиболее выгодную пропорцию веса и длины. Как ни странно, но именно деревянная яхта долговечнее стеклопластиковой или армоцементной. Даже металлический корпус, способный обеспечить длительность эксплуатации того же порядка, что и деревянный, имеет менее оптимальное соотношение веса и длины. Современные материалы из древесины, представляют, в основном, различные виды специальных шпонов и ненабухающих фанер из твердых пород и материалов (тик, дуб, пихта, красное дерево и др.), используемых в наборах и многослойных наружных обшивках. Изменились и способы крепления деревянных элементов корпусов, используемые для постройки яхт, основным стало их склеивание фенолформальдегидными смолами в сочетании со стяжкой на винтах, шурупах и болтах. По мнению специалистов, для самостоятельного строительства яхты наиболее приемлемым материалом по-прежнему остается древесина.
И хотя для многих постройка яхты своими руками, как давнишняя и заветная мечта, не связывается с холодным экономическим расчетом, однако жизнь показывает, что выбор проекта все же требует трезвого расчета и реализации, оправданной материально. Тогда есть шанс увидеть свое детище на волне под парусом и услышать пение ветра в снастях. Так, из-за дороговизны работ, специалисты не рекомендуют на постройке по проекту оригинально разработки, применение формованных и клееных пластиковых или деревянных обшивок. В подобном случае, в частности, более целесообразной считается диагональная обшивка. Этот способ позволяет обойтись более дешевыми поперечными шаблонами. С другой стороны, строительство стеклопластиковых корпусов требует точного соблюдения технологий, высокого исполнительского профессионализма, соответствующего оборудования, экономически оправданно в условиях серийного производства профессиональной верфи.
Не менее сложна в постройке армоцементная парусная яхта своими руками. Материал требует тщательного соблюдения технологии литья корпуса судна. К тому же, сама технология постройки яхтенного корпуса из армоцемента лишь издали напоминает бетонные работы в строительстве наземных или подземных конструкций. Она требует кропотливого труда и соответствующих знаний. Как правило, дефекты, получаемые в ходе изготовления, трудно обнаружить и устранить сразу. Они проявляются много позднее, при эксплуатации, на воде и т.д. Так и в случае с этим «экономичным» материалом, кажущаяся дешевизна может обернуться значительным увеличением эксплуатационных и ремонтных расходов. Кроме того, армоцемент имеет значительный вес, что является также несомненным недостатком. Практика показала, что приемлемое соотношение веса начинается с двенадцати – четырнадцатиметровых корпусов. Несмотря на все сказанное, многие яхтсмены энтузиасты справедливо считают армоцемент прочным и долговечным, неприхотливым к внешним условиям, хотя и требующим повышенных затрат труда. Делая выбор, стоит все же помнить, что цена корпуса не является основной статьей расходов при выведении сметной стоимости всей яхты.
Перед тем, как построить яхту своими руками, стоит прислушаться к мнению профессиональных конструкторов, утверждающих, что ни стеклопластиковые, ни армоцементные корпуса не составляют серьезной конкуренции традиционным дереву и металлу. И в первую очередь, они проигрывают в соотношении массы и прочности построенной лодки. Удивительно то, что вес и стоимость качественного пластикового корпуса значительно выше, а его применение, как показали экономические расчеты, оправдывает себя только в серийных постройках. В то же время, именно сплавы легких металлов и древесина оказываются наиболее перспективными при строительстве лодок средних размеров. В частности, из металлов широко применяются судостроительные стали с обычной и повышенной прочностью, сплавы алюминия с магнием и марганцем.
Но наиболее качественный и долговечный корпус обеспечивает самый древний материал в судостроении – древесина. Катера и яхты своими рукамипостроенные из нее, долговечны, имеют наиболее выгодную пропорцию веса и длины. Как ни странно, но именно деревянная яхта долговечнее стеклопластиковой или армоцементной. Даже металлический корпус, способный обеспечить длительность эксплуатации того же порядка, что и деревянный, имеет менее оптимальное соотношение веса и длины. Современные материалы из древесины, представляют, в основном, различные виды специальных шпонов и ненабухающих фанер из твердых пород и материалов (тик, дуб, пихта, красное дерево и др.), используемых в наборах и многослойных наружных обшивках. Изменились и способы крепления деревянных элементов корпусов, используемые для постройки яхт, основным стало их склеивание фенолформальдегидными смолами в сочетании со стяжкой на винтах, шурупах и болтах. По мнению специалистов, для самостоятельного строительства яхты наиболее приемлемым материалом по-прежнему остается древесина.