0
11200

Технология судостроения

Технология судостроенияСтроительство любого судна начинается с его проектирования. Для этого существуют отраслевые научно-исследовательские институты, на самом производстве - службы главного технолога и различные технологические бюро. Они опираются на научные изыскания, наработанный опыт, возможности имеющегося оборудования. Иногда не последнюю роль в этом процессе играют и новаторские предложения.

Раньше металлический корпус судов делался при помощи заклепок. После изобретения сварочного аппарата и усовершенствования технологии стало возможным обходиться без них. Сейчас все суда имеют сварной корпус, и пока этому нет альтернативы. Все современные суда построены только при помощи сварных конструкций.

Технологический процесс изготовления современного судна состоит из технологических операций, естественных процессов (остывание металла, полимеризация, окисление и т.д.), вспомогательных операций (транспортировка грузов, подготовка и разработка инструментов, контроль качества).

Чтобы проще было работать, операции по сборке судна разбивают на переходы и установки. Технология судостроения предусматривает целый ряд простых приемов труда. Строгой классификации здесь нет. Все операции разбиты условно, чтобы было проще ориентироваться во время производственного процесса.

При длительной эксплуатации с судном происходят изменения, которые приводят к разрушению корпуса или выходу из строя оборудования. На металл действуют неблагоприятные факторы. Чтобы продлить срок использования судов их приходится ремонтировать. Судостроение и ремонт это как две стороны медали. Здесь есть много общего, но характерны и различия.

Начинается всякий ремонт с осмотра судна и выявления зон механического и химического разрушения. Находятся очаги коррозий. При этом учитываются электрохимические процессы, их скорость, влияние температуры, солености воды и другие факторы. Затем проводят дефектацию систем и устройств, расположенных на судне.

После проведения этих работ приступают к самому ремонту. Устраняют трещины, которые появились во время переменных нагрузок на корпусе судна, проводят правку деформированных листов, ремонтируют настил. Во время ремонта покрывают металл материалом, защищающим его от коррозии, проводят ремонтные подводные работы. Осматривают винты и рули и в случае обнаружения неисправностей делают демонтаж и монтаж этих узлов.

Надо сказать, что мы совершено, забыли рассмотреть деревянное судостроение. В настоящее время как-то не принято строить суда из дерева, но еще не в таком далеком прошлом этот материал был востребован. Первым кораблестроителем был, наверное, мифический Ной. Трудно представить, как простой человек силами своей небольшой семьи построил гигантский корабль, на который он поместил всех животных, чтобы спастись от всемирного потопа. По преданию, «чертежи» этого судна он получил в свое время от самого бога.

С тех пор прошло немало столетий. Люди научились делать корабли из металла. Но до сих пор поражает воображение, как при помощи простых инструментов в короткие сроки некоторые народы делали целые флотилии. Были известны случаи, что уже готовые корабли разбирали и перевозили по суши на большие расстояния, чтобы потом их вновь собрать. Перед современными людьми такой задачи не стоит, но, тем не менее, многое, что использовали древние, до сих пор применяется в кораблестроении.

Например, изготовление шаблонов, технология изготовления корпуса (сначала остов, потом обшивка), серийность производства. Правда с каждым построенным современным судном мы все дальше удаляемся от тех первых кораблей, которые бросали вызов всем стихиям, преодолевая огромные расстояния и выдерживая натиск волн своими хрупкими корпусами.