0
6667

Немецкие подводные лодки

Немецкие подводные лодкиЭволюция немецкого подводного флота Второй мировой войны
Перед началом Второй мировой войны немецкий флот не относился к числу сильнейших, в том числе в отношении подводного флота. Страна заметно уступала по количеству подводных лодок не только таким державам как Советский Союз, Великобритания и США, но и своим союзникам итальянцам. В общей сложности на 1 сентября 1939-го года в строю находилось всего 57 подводных лодок, из которых значительное количество приходилось на прибрежные лодки Тип II. При этом немецкие подводные лодки не выделялись своими техническими характеристиками на фоне противников.

Во время войны основной задачей Кригсмарине (германского ВМФ) стала борьба на морских коммуникациях с торговым судоходством с целью максимального срыва поставок вооружения, воинских частей и грузов, предназначенных для ведения боевых действий. В условиях полного господства союзников на море и в воздухе, упор был сделан на подводный флот. В результате строительство подводных лодок достигло небывалых размахов, всего за время войны германская промышленность построила 1 тысячу 99 лодок, что является абсолютным рекордом всех времен. Основу подводного флота составляли немецкие подводные лодки 7 серии, ставшие самыми известными лодками второй мировой войны. В общей сложности за десять лет строительства (с 1935-го по 1945-й год) в строй вступило 703 подводные лодки этого типа. Подобной массовости в судостроении никогда не было, и уже не будет. «Семерки» стали настоящими рабочими лошадками Кригсмарине, воюя на всех театрах, начиная от Ледовитого океана, и заканчивая водами Индийским океаном и Карибским морем. За время войны немецкие подводные лодки 7 серий прошли путь постоянных усовершенствований, что вылилось в появление шести модификаций, основные отличия между которыми заключались в постепенном увеличении дальности плавания и мелких усовершенствованиях конструкции. Надводное водоизмещение лодок не достигало даже 800 тонн, но это не мешало им совершать многомесячные походы, когда лодки проходили по 10-15 тысяч миль, а то и больше.

Немецкие подводные лодкиЛодки 7 серии не могли похвастаться выдающимися техническими характеристиками, и соответствовали возможностям своего времени, что при подавляющем численном превосходстве сил противолодочной обороны союзников во второй половине войны вело к тяжелым потерям. В общей сложности погибло более 75% всех подводных лодок данного типа.

В тоже время в конце войны немецкая промышленность сделала серьезный прорыв в технологиях, в том числе в отношении подводных лодок. Во второй половине 1944-го года в строй были введены первые немецкие подводные лодки 21 серии, ставшие настоящей революцией в своем классе. Основные технические решения лодок на много лет опередили свое время, и используются до настоящего времени. Новые немецкие подводные лодки обладали вдвое большей скоростью подводного хода по сравнению с предшественницами, а также были более скрытными за счет использования каучукового покрытия и других технологических решений. В боевых действиях новые боевые единицы практически не успели принять участия, но те немногие боевые эпизоды позволяют сделать вывод об их высокой эффективности. Появись немецкие подводные лодки 21 серии на просторах Атлантики раньше на год – два, и они могли переломить исход всей войны на море.

В послевоенные годы лодки 21 серии стали основой для копирования многими странами. Например, в СССР в огромном количестве были построены лодки проектов 611 и 613, являющиеся почти точной копией немецких разработок. Наработки немецких инженеров использовали также в Англии, США, Франции и Швеции.