0
6579
Подводная лодка Малютка: сверхмалые подводные лодки
Малютки Сталина
В 30-е годы 20-го века Советский Союз пошел по пути индустриализации и увеличения собственного военного потенциала. Существенное внимание при этом уделялось вопросам развития флота. В то время господствовала теория «москитного флота», предусматривающая создание большого количества кораблей и катеров прибрежной зоны. Касалось это и подводного флота, где ставка делалась на малые подводные лодки. В СССР этот класс был представлен подводной лодкой «Малютка», так называемый тип «М» нескольких серий.
В общей сложности в период с 1932-го до конца 40-х годов было построено 153 подводные лодки, в том числе 53 после окончания второй мировой войны. В результате на тот момент это были наиболее массовые подлодки СССР. «Малютка» оказалась самой маленькой подводной лодкой в серийном производстве в советском ВМФ. На протяжении 30-х годов советские инженеры работали над созданием сверхмалых подводных лодок, но большинство проектов были откровенно «воспалением больной фантазии», а остальные просто не отвечали требованиям военных.
Боевые характеристики новых малюток тоже были не выдающиеся. Лодки обладали малой живучестью, недостаточной скоростью хода, малой дальностью плавания и автономностью. Но главным недостатком было слабое вооружение, представленное всего двумя торпедными аппаратами без запасных торпед. В тоже время скорость строительства подобных подводных лодок была очень высокой, а технология подразумевала использование минимального количества сложных технических решений, что являлось большим плюсом для новой советской промышленности. Кроме того, габариты подводной лодки позволяли перевозить ее железнодорожным транспортом, что ставилось в качестве существенного плюса.
В период с 1932-го по 1934-й год было построено 30 подводных лодок «Малютка» серии VI. Практически все лодки отправились служить на Дальний Восток. Первая модификация отличалась слабыми скоростными характеристиками и длительностью погружения. Практически одновременно в серию пошли лодки серии VI-бис, которых до конца 1934-го года построили 20 штук. На лодках этой серии чуть-чуть увеличилась скорость, автономность и скорость погружения. Более половины подлодок отправили на Балтику, а еще шесть штук на Тихий океан.
Следующей серией стали лодки XII-серии. Общее количество субмарин составило 46 лодок, из которых 18 было построено уже во время Великой отечественной войны. Лодки этой серии обладали увеличенными характеристиками скорости, дальности плавания и улучшенным оборудованием, но сохранили основные принципиальные недостатки. Малые подводные лодки этой серии получили несколько большее водоизмещение, положительно сказавшееся на мореходности и обитаемости. Уже после войны в строй вошли 57 лодок XV-серии. Они оказались еще более мореходными, а автономность выросла до 15 суток. Стоит отметить, что строительство подобных лодок во второй половине 40-х годов сложно объяснить, так как война продемонстрировала все слабые стороны проекта.
Официально за всю войну на счету «Малюток» числится 61 потопленное транспортное судно и 10 боевых кораблей, но часть этих побед не подтверждена противником. При этом было потеряно значительное количество подводных лодок.
Постепенно класс малых подводных лодок исчез, уступая место океанским субмаринам с большим радиусом действия. В дальнейшем велась разработка нескольких проектов сверхмалых подводных лодок, но они предназначались уже для действий подводных диверсантов, а не использования в качестве классических подводных лодок.
В 30-е годы 20-го века Советский Союз пошел по пути индустриализации и увеличения собственного военного потенциала. Существенное внимание при этом уделялось вопросам развития флота. В то время господствовала теория «москитного флота», предусматривающая создание большого количества кораблей и катеров прибрежной зоны. Касалось это и подводного флота, где ставка делалась на малые подводные лодки. В СССР этот класс был представлен подводной лодкой «Малютка», так называемый тип «М» нескольких серий.
В общей сложности в период с 1932-го до конца 40-х годов было построено 153 подводные лодки, в том числе 53 после окончания второй мировой войны. В результате на тот момент это были наиболее массовые подлодки СССР. «Малютка» оказалась самой маленькой подводной лодкой в серийном производстве в советском ВМФ. На протяжении 30-х годов советские инженеры работали над созданием сверхмалых подводных лодок, но большинство проектов были откровенно «воспалением больной фантазии», а остальные просто не отвечали требованиям военных.
Боевые характеристики новых малюток тоже были не выдающиеся. Лодки обладали малой живучестью, недостаточной скоростью хода, малой дальностью плавания и автономностью. Но главным недостатком было слабое вооружение, представленное всего двумя торпедными аппаратами без запасных торпед. В тоже время скорость строительства подобных подводных лодок была очень высокой, а технология подразумевала использование минимального количества сложных технических решений, что являлось большим плюсом для новой советской промышленности. Кроме того, габариты подводной лодки позволяли перевозить ее железнодорожным транспортом, что ставилось в качестве существенного плюса.
В период с 1932-го по 1934-й год было построено 30 подводных лодок «Малютка» серии VI. Практически все лодки отправились служить на Дальний Восток. Первая модификация отличалась слабыми скоростными характеристиками и длительностью погружения. Практически одновременно в серию пошли лодки серии VI-бис, которых до конца 1934-го года построили 20 штук. На лодках этой серии чуть-чуть увеличилась скорость, автономность и скорость погружения. Более половины подлодок отправили на Балтику, а еще шесть штук на Тихий океан.
Следующей серией стали лодки XII-серии. Общее количество субмарин составило 46 лодок, из которых 18 было построено уже во время Великой отечественной войны. Лодки этой серии обладали увеличенными характеристиками скорости, дальности плавания и улучшенным оборудованием, но сохранили основные принципиальные недостатки. Малые подводные лодки этой серии получили несколько большее водоизмещение, положительно сказавшееся на мореходности и обитаемости. Уже после войны в строй вошли 57 лодок XV-серии. Они оказались еще более мореходными, а автономность выросла до 15 суток. Стоит отметить, что строительство подобных лодок во второй половине 40-х годов сложно объяснить, так как война продемонстрировала все слабые стороны проекта.
Официально за всю войну на счету «Малюток» числится 61 потопленное транспортное судно и 10 боевых кораблей, но часть этих побед не подтверждена противником. При этом было потеряно значительное количество подводных лодок.
Постепенно класс малых подводных лодок исчез, уступая место океанским субмаринам с большим радиусом действия. В дальнейшем велась разработка нескольких проектов сверхмалых подводных лодок, но они предназначались уже для действий подводных диверсантов, а не использования в качестве классических подводных лодок.