0
5765

Подводные лодки проекта 641

«Танго» на экспорт. Советские подводные лодки проекта 641Б
В конце 50-х годов в советском союзе на основе подводных лодок проекта 633 началось проектирование усовершенствованных субмарин, отличающихся повышенными боевыми характеристиками. Новые лодки начали пополнять состав Советского ВМФ с начала 60-х годов, после чего дизельные подводные лодки 641 проекта на долгие годы стали основой неядерного подводного флота. На фоне предшественниц новые лодки получили увеличенную прочность корпуса, позволяющую расширить глубину применения, менее шумные механизмы и усовершенствованные гидроакустические средства. При надводном водоизмещении в 1 тысячу 952 тонны лодка могла действовать в море на протяжении 90 суток. Максимальная глубина погружения составляла 380 метров, а скорость под водой доходила до 15 узлов.

Подводные лодки 641 буки служили на всех флотах Советского ВМФ, и их первым «боевым» крещением стало участие в Карибском кризисе, где эффективность лодок была оценена как высокая. Выпуск лодок продолжался до 1983-го года, когда проект считался уже морально устаревшим. За это время военно-морской флаг СССР был поднят на 68 подводных лодках, которые продолжали служить до развала Советского Союза и после этого. В состав Черноморского флота до недавнего времени входила подводная лодка проекта 641 «Георгий Победоносец», использовавшаяся в качестве учебной. Но лодки этого проекта строились не только для нашей страны. В то время СССР активно вооружал половину земного шара, поставляя, в том числе и подводные лодки. Первыми на дизельные подводные лодки 641 проекта обратили внимание индийские моряки, заказавшие их в 1965-м году. При этом в проект лодки были внесены некоторые изменения, связанные с эксплуатацией в условиях жаркого климата. Например, появилась система централизованного кондиционирования, кроме того, оказался изменен состав радиотехнического вооружения, из которого были исключены секретные советские образцы. В дальнейшем все экспортные лодки строились по такому проекту. Первая четверка состояла из лодок «Kursura», «Karanj», «Khanderi» и «Kalvari». Они были поставлены в период с 1968-го по 1972-й год. К сожалению, отсутствие необходимого опта у индийских подводников и неспособность самостоятельно проводить необходимые ремонтные работы привела к тому, что лодки довольно быстро потеряли боеспособность. Следующая четверка подводных лодок проекта 641 была поставлена в период с 1973-го по 1978-й год. Лодки получили названия «Vela», «Vagir», «Vagli», «Vaghsheer». На много лет вперед лодки стали основой подводных сил Индии. Последние две из них служили в качестве учебных субмарин до 2010-го и 2011-го годов соответственно.

Подводные лодки проекта 641Следующим покупателем лодок стала Ливия, получившая в период с 1976-го по 1982-й год шесть лодок. Лодки получили имена «Al Khyber», «Al Hunain», «Al Mitraga», «Al Fateh», «Al Ahad», «Al Badr», причем последняя затонула прямо у причала в 1993-м году. Эксплуатация ливийских лодок была организована из рук вон плохо, что привело к быстрому выходу их из строя. В конце 90-х и 2000-х годах в строю еще оставалось две лодки, но они не могли погружаться под воду, и числились в составе флота лишь формально. Во время столкновений с флотом США в 1988-м году подводные лодки не использовались.

Еще три дизельные подводные лодки проекта 641 пополнили в 80-е годы флот Кубы. После развала СССР финансовая помощь «Острову свободы» прекратилась, что поставило крест на деятельности кубинского флота, которому оказалось не под силу содержать крупные корабли. В 90-е годы подлодки простаивали у причалов, после чего были списаны на слом.

В настоящее время действующей является одна подводная лодка 641 буки – «Запорожье» ВМС Украины, вышедшая из ремонта в 2012-м году, но степень ее боеготовности находится под вопросом.