0
3893

Дизельные подводные лодки

Дизельные лодки – прошлое и будущее
Человечество издревле стремилось заглянуть под воду. До нас дошли полумифические предания о том, что еще древние греки испытывали некое подобие подводной лодки. Россия впервые попыталась прикоснуться к тайнам подводного мира в 1721 году, построив бочкообразную ПЛ. Но всерьез дело завертелось в начале 20-го столетия. В 1903 году в состав имперского флота вошла первая боевая единица будущего российского подводного флота ПЛ "Дельфин". А уже в 1906 г. подводный флот получил статус отдельного вида ВМС Российской Империи.

Подводные лодки страны Советов
Однако настоящее развитие подводной армии началось только в советские времена. Основой этого нового вида вооруженных сил стали дизельные подводные лодки. Большевики быстро поняли всю перспективность освоения морских глубин в военном плане, и уже в 1930 г. на воду был спущен первенец ПФ СССР дизельная субмарина "Декабрист". Вообще-то, корабли такого класса это штучный товар, стоящий неимоверных денег. Но Советский Союз, когда дело касалось армии, готов был на любые затраты, и к началу войны (2-я мировая) СССР подошел имея за спиной современный и самый большой в мире подводный флот.

В общей сложности ВМС страны насчитывали 267 дизельных подводных лодок готовых, в разной степени, к военным действиям. В сражениях с немецким Рейхом приняло участие 170 субмарин. Военные потери среди дизельных подводных лодок СССР составили 81 единицу. И хотя надо признать, что советские ПЛ действовали не так эффективно как германские кригсмарине, но все же в историю войны было вписано немало славных боевых страниц.

Дизельные подводные лодкиСамый многочисленный тип дизельных подводных лодок СССР составляли корабли серии "Щука". Эта, относительно недорогая, субмарина отличалась высокой маневренностью и удивительной любовью к жизни. Во время войны было немало случаев, когда немцы отбомбив глубины уходили домой в полной уверенности, что рускригсмарине полный "капут", а "Щука" приходила на родную базу искалеченная, но живая.

В послевоенный советский период, с появлением АПЛ, возникали идеи списать дизельный флот как морально устаревший, но было доказано, что он вполне способен вести эффективные боевые действия в современных условиях. И было решено оставить дизельную подводную лодку строю, дав ей новые оружие и технологии. Тем более что не успела закончиться "горячая" война, как началась "холодная".

В 50 – 80-е годы появились ДЭПЛ, оснащенные тактическими и баллистическими ракетами, новыми видами торпед и передовым, на тот момент, техническим оборудованием. Были запущены и выполнены проекты (классификация НАТО):

613 – "Whiskey", 236 ед.;
641 – " Foxtrot", 62 ед.;
641 – "Tango", 18 ед.;
877 – "Kilo", 15 ед.

Новое время
Больше четверти века назад, за руль Советской Империи сел простой сельский парень, решивший что управлять Великой Державой также просто как картофелеуборочным комбайном. Результаты его деятельности испытала вся страна, в том числе и ВМС России. К счастью, от СССР остался огромный задел, и даже активная, разрушительная деятельность пьяного приемника симферопольского комсомольца, не смогла до конца его уничтожить.

В сегодняшней России еще живут полноценной жизнью ДЭПЛ оставшиеся от Союза, но уже начинается развитие дизельных подводных лодок России. Появился новый проект 677 "Лада", основа которого была заложена 877-м проектом "Kilo". В лодках будут применены последние достижения подводного кораблестроения – малая шумность, компьютерное управление, новая энергетическая установка. Сейчас проект находится в стадии доработки (головной корабль " Санкт-Петербург" не прошел испытания).

Пережив три войны (горячие и холодную), разрушительную перестройку и пьяную демократизацию – подводные дизельные лодки России остались на плаву. Да, они легли на дно, да были моменты когда все говорили "русиш капут", но они выдержали, всплыли и вернулись на базу. А значит, мы еще не раз увидим, как Российские корабли будут уходить в дальние походы под гордым Андреевским флагом.