0
3416
Подводные лодки СССР и России
История создания подводных лодок СССР и России уходит в далекое прошлое. По большому счету, в разные времена отечественные ученые всегда пытались воплотить идею надёжного подводного корабля. На российской территории первое такое «потаённое судно» было создано в эпоху императора Петра Великого. Но только спустя два столетия, в 1903-м, в боевой состав отечественного флота вошла первая русская боевая субмарина, которая называлась «Дельфин».
По своим техническим и тактическим характеристикам "Дельфин" превзошел американскую субмарину, которая была спущена на воду примерно в тот же период. По сути, российская подводная лодка дала старт возникновению всего отечественного подводного флота. Мало того, уже в самом начале XX столетия имелись весьма хорошо подготовленные специалисты-подводники. Впервые в данном качестве они заявили о себе, когда началась Первая мировая война. За первые два года страшных баталий суммарный тоннаж потопленных ими боевых судов и транспортов составил порядка ста пяти тысяч тонн. При этом нельзя забывать, что подводный флот только-только делал первые шаги!
После Октябрьской революции начался совершенно новый этап в истории подводного кораблестроения. Именно тогда, в 20-х, специалисты приступили к сборке ряда малых субмарин.
В 1927-м советская власть смогла уже заложить три большие подводные судна, которые назывались «Декабрист». После этого судостроителям удалось создать подводные минные оградители под названием «Ленинец». Нескольким позднее, с 1938-го, среди подводных лодок СССР появились и корабли типа «С» («Сталинец»). Заметим, их прототипом являлась немецкая субмарина типа Е-1. В свое время германские разработчики решили передать советским конструкторам чертежи и сам проект данной подводной лодки. Тогда, в 30-х, Советский Союз активно сотрудничал с Германией. Большое количество немецких военных специалистов обучалось в Стране Советов, а инженеры СССР могли познакомиться с деятельностью германских конструкторских бюро и предприятий.
К началу Великой Отечественной численность ВМФ СССР составила более двухсот субмарин, включая океанские. У последних присутствовало усиленное артиллерийское, минное и торпедное вооружение.
Результаты боевой деятельности отечественных подводников в период 1941-1945 гг. были весьма успешными. Хотя не только отсутствовало надежное боевое обеспечение, но и имелась достаточно большая минная опасность.
В послевоенный период отчетливо просматривалась тенденция блокировать советскую империю и ее союзников на морских и океанских направлениях. В условиях такой тяжелой ситуации государству, несмотря ни на что, удалось создать мощнейший подводный флот. В этом плане стал рекордным 1955-й. Именно тогда в строй ввели семьдесят семь подводных лодок СССР. К этому периоду в стране уже было развернуто активное строительство атомных субмарин. А через десять лет ВМФ СССР уже имел порядка пятидесяти атомарин.
Советские субмарины начали осваивать многие районы Мирового океана. Скажем, в 1962-м атомной подводной лодке под названием "Ленинский комсомол" удалось первой во всей истории флота совершить поход под арктическими льдами к Северному полюсу. Кроме того, этот корабль осуществил там и всплытие. Не считая этого, советские подводники активно продолжали осваивать северный район Тихого океана, Атлантику, а также Южно-Китайское и Филиппинское моря.
К этому времени ни одно морское государство не имело такого подводного флота, каков был у страны Советов в эпоху Холодной войны. Таким образом, в середине 80-х советский подводный флот находился на вершине истинного могущества, который стал и ракетным, и океанским, и атомным….
К сожалению, на сегодняшний день состав подводных сил российского ВМФ заметно сократился. Однако качество подводных лодок СССР и России и поныне считается одним из самых лучших. Сейчас отечественные подводные силы уступают только американскому подводному флоту.
Ну и самое главное, тот факт, что у государства есть такой флот, позволяет ему не только оставаться в числе основных морских держав, но и заставляет Запад считаться с его национальными интересами.
По своим техническим и тактическим характеристикам "Дельфин" превзошел американскую субмарину, которая была спущена на воду примерно в тот же период. По сути, российская подводная лодка дала старт возникновению всего отечественного подводного флота. Мало того, уже в самом начале XX столетия имелись весьма хорошо подготовленные специалисты-подводники. Впервые в данном качестве они заявили о себе, когда началась Первая мировая война. За первые два года страшных баталий суммарный тоннаж потопленных ими боевых судов и транспортов составил порядка ста пяти тысяч тонн. При этом нельзя забывать, что подводный флот только-только делал первые шаги!
После Октябрьской революции начался совершенно новый этап в истории подводного кораблестроения. Именно тогда, в 20-х, специалисты приступили к сборке ряда малых субмарин.
В 1927-м советская власть смогла уже заложить три большие подводные судна, которые назывались «Декабрист». После этого судостроителям удалось создать подводные минные оградители под названием «Ленинец». Нескольким позднее, с 1938-го, среди подводных лодок СССР появились и корабли типа «С» («Сталинец»). Заметим, их прототипом являлась немецкая субмарина типа Е-1. В свое время германские разработчики решили передать советским конструкторам чертежи и сам проект данной подводной лодки. Тогда, в 30-х, Советский Союз активно сотрудничал с Германией. Большое количество немецких военных специалистов обучалось в Стране Советов, а инженеры СССР могли познакомиться с деятельностью германских конструкторских бюро и предприятий.
К началу Великой Отечественной численность ВМФ СССР составила более двухсот субмарин, включая океанские. У последних присутствовало усиленное артиллерийское, минное и торпедное вооружение.
Результаты боевой деятельности отечественных подводников в период 1941-1945 гг. были весьма успешными. Хотя не только отсутствовало надежное боевое обеспечение, но и имелась достаточно большая минная опасность.
В послевоенный период отчетливо просматривалась тенденция блокировать советскую империю и ее союзников на морских и океанских направлениях. В условиях такой тяжелой ситуации государству, несмотря ни на что, удалось создать мощнейший подводный флот. В этом плане стал рекордным 1955-й. Именно тогда в строй ввели семьдесят семь подводных лодок СССР. К этому периоду в стране уже было развернуто активное строительство атомных субмарин. А через десять лет ВМФ СССР уже имел порядка пятидесяти атомарин.
Советские субмарины начали осваивать многие районы Мирового океана. Скажем, в 1962-м атомной подводной лодке под названием "Ленинский комсомол" удалось первой во всей истории флота совершить поход под арктическими льдами к Северному полюсу. Кроме того, этот корабль осуществил там и всплытие. Не считая этого, советские подводники активно продолжали осваивать северный район Тихого океана, Атлантику, а также Южно-Китайское и Филиппинское моря.
К этому времени ни одно морское государство не имело такого подводного флота, каков был у страны Советов в эпоху Холодной войны. Таким образом, в середине 80-х советский подводный флот находился на вершине истинного могущества, который стал и ракетным, и океанским, и атомным….
К сожалению, на сегодняшний день состав подводных сил российского ВМФ заметно сократился. Однако качество подводных лодок СССР и России и поныне считается одним из самых лучших. Сейчас отечественные подводные силы уступают только американскому подводному флоту.
Ну и самое главное, тот факт, что у государства есть такой флот, позволяет ему не только оставаться в числе основных морских держав, но и заставляет Запад считаться с его национальными интересами.