0
5307
Погибшие подводные лодки
Гибель подводной лодки С-80
Погибшие подводные лодки в большом количестве покоятся на морском дне вместе со своими экипажами, и лишь немногие из них были подняты на поверхность, а моряки преданы земле. Одна из таких лодок советская дизельная подводная лодка проекта 644 С-80, погибшая в 1961-м году, и поднятая через восемь лет после трагедии.
Подводная лодка С-80 была введена в строй в конце 1951-го года, являясь головной лодкой проекта 613, ставшего наиболее массовым в советском судостроении (более 200 единиц). В конце 50-х годов С-80 прошла модернизацию по программе проекта 644, предусматривающую установку двух контейнеров с крылатыми ракетами П-5, которые разместились побортно с внешней стороны корпуса. Предполагалось, что использование крылатых ракет серьезно расширит возможности в борьбе с надводными кораблями противника. Модернизация закончилась в 1960-м году, а уже в начале 1961-го года произошла гибель подводной лодки С-80.
После второй мировой войны гибель советских подводных лодок происходила с периодичностью раз в несколько лет, но потеря С-80 обошлась наибольшим числом человеческих жизней на тот период. Стоит отметить, что на протяжении семи лет лодка числилась пропавшей без вести, и ее удалось обнаружить благодаря рыбакам. Лодка лежала на глубине 196 метров, что стало смертельным приговором для экипажа.
Подъем лодки и ее обследование позволили раскрыть тайны гибели подводной лодки.
Оказалось, что экипаж подводной лодки оставался живым на глубине более суток, медленно умирая от недостатка кислорода. По неизвестным причинам лодка, двигающаяся на перископной глубине 26-го января 1961-го года, провалилась на несколько метров вниз, а обледеневший клапан шноркеля не закрылся, что привело к поступлению воды в отсек и заливанию дизельных двигателей. После этого последовала череда ошибок в действиях экипажа, что привело к гибели субмарины. Матрос вместо закрытия вентиляционной шахты двигателя открыл ее до максимума. Кроме того, экипаж не перешел на использование электродвигателей, а также не провел экстренную продувку балластных цистерн для всплытия. В результате затопления пятого отсека лодка с креном до 45 градусов ушла на глубину, ударившись о грунт. В результате были разрушены переборки второго, третьего и четвертого отсеков, где погибли все моряки. Но в других отсеках осталось в живых 24 моряка. Они надели спасательные жилеты, но на такой глубине выйти из лодки невозможно, и моряки медленно умирали от нехватки кислорода. Последние полчаса жизни экипаж провел в аварийных дыхательных приборах. Известно, что два человека застрелись, предпочтя быструю смерть.
Гибель подводной лодки С-80 была скрыта от общественности, как и гибель советских подводных лодок в других случаях. Операция по подъему заняла более двух недель. После чего была проведено тщательное расследование правительственной комиссии. В целом удалось восстановить картину произошедшего за исключением некоторых моментов.
Гибель подводной лодки С-80 позволила конструкторам разработать ряд средств для повышения живучести субмарин, в частности предупреждения экипажа о поступлении воды внутрь корпуса лодки. Были разработаны новые инструкции по борьбе за живучесть. Кроме того, было разработано и построено спасательное судно «Карпаты», предназначенное для судоподъема с больших глубин.
С момента создания подводной лодки прошло уже более ста лет, но гибель подводных лодок периодически происходит, приводя к человеческим жертвам, несмотря на современные средства спасения.
Погибшие подводные лодки в большом количестве покоятся на морском дне вместе со своими экипажами, и лишь немногие из них были подняты на поверхность, а моряки преданы земле. Одна из таких лодок советская дизельная подводная лодка проекта 644 С-80, погибшая в 1961-м году, и поднятая через восемь лет после трагедии.
Подводная лодка С-80 была введена в строй в конце 1951-го года, являясь головной лодкой проекта 613, ставшего наиболее массовым в советском судостроении (более 200 единиц). В конце 50-х годов С-80 прошла модернизацию по программе проекта 644, предусматривающую установку двух контейнеров с крылатыми ракетами П-5, которые разместились побортно с внешней стороны корпуса. Предполагалось, что использование крылатых ракет серьезно расширит возможности в борьбе с надводными кораблями противника. Модернизация закончилась в 1960-м году, а уже в начале 1961-го года произошла гибель подводной лодки С-80.
После второй мировой войны гибель советских подводных лодок происходила с периодичностью раз в несколько лет, но потеря С-80 обошлась наибольшим числом человеческих жизней на тот период. Стоит отметить, что на протяжении семи лет лодка числилась пропавшей без вести, и ее удалось обнаружить благодаря рыбакам. Лодка лежала на глубине 196 метров, что стало смертельным приговором для экипажа.
Подъем лодки и ее обследование позволили раскрыть тайны гибели подводной лодки.
Оказалось, что экипаж подводной лодки оставался живым на глубине более суток, медленно умирая от недостатка кислорода. По неизвестным причинам лодка, двигающаяся на перископной глубине 26-го января 1961-го года, провалилась на несколько метров вниз, а обледеневший клапан шноркеля не закрылся, что привело к поступлению воды в отсек и заливанию дизельных двигателей. После этого последовала череда ошибок в действиях экипажа, что привело к гибели субмарины. Матрос вместо закрытия вентиляционной шахты двигателя открыл ее до максимума. Кроме того, экипаж не перешел на использование электродвигателей, а также не провел экстренную продувку балластных цистерн для всплытия. В результате затопления пятого отсека лодка с креном до 45 градусов ушла на глубину, ударившись о грунт. В результате были разрушены переборки второго, третьего и четвертого отсеков, где погибли все моряки. Но в других отсеках осталось в живых 24 моряка. Они надели спасательные жилеты, но на такой глубине выйти из лодки невозможно, и моряки медленно умирали от нехватки кислорода. Последние полчаса жизни экипаж провел в аварийных дыхательных приборах. Известно, что два человека застрелись, предпочтя быструю смерть.
Гибель подводной лодки С-80 была скрыта от общественности, как и гибель советских подводных лодок в других случаях. Операция по подъему заняла более двух недель. После чего была проведено тщательное расследование правительственной комиссии. В целом удалось восстановить картину произошедшего за исключением некоторых моментов.
Гибель подводной лодки С-80 позволила конструкторам разработать ряд средств для повышения живучести субмарин, в частности предупреждения экипажа о поступлении воды внутрь корпуса лодки. Были разработаны новые инструкции по борьбе за живучесть. Кроме того, было разработано и построено спасательное судно «Карпаты», предназначенное для судоподъема с больших глубин.
С момента создания подводной лодки прошло уже более ста лет, но гибель подводных лодок периодически происходит, приводя к человеческим жертвам, несмотря на современные средства спасения.