0
8018

Затонувшие подводные лодки

Затонувшие подводные лодкиЗатонувшие подводные лодки не самый частый случай в истории. Всего за период с 1955 по 2010 год случилось 8 таких происшествий, из которых крушение потерпели 4 советские субмарины, 2 российские и 2 американские. Причинами аварии стали аварии из-за технических неисправностей, возникновения пожара, проблем с вооружением, а в одном случае причину трагедии установить не удалось. Только в одном случае с советской субмариной К-27 проблемы с ядерной энергетической установкой стали причиной затопления, хотя гибель подводной лодки произошла по иной причине (закупорка теплоносителя реактора). За исключением атомной субмарины К-141 «Курск», поднятой в 2001 году, остальные затонувшие подводные лодки находятся на дне водоемов в различной степени сохранности. Наибольший резонанс в мире вызвала гибельных атомных субмарин: советской «Комсомолец», затонувшей у берегов Норвежского моря в 1989 года и российской подлодки «Курск», пошедшей ко дну летом 2000 года.

«Комсомолец»

Самая современная на тот момент атомная субмарина в СССР затонула практически на ровном месте. Лодка под индексом К-278 была сконструирована в апреле 1978 году, а уже через 5 лет состоялся торжественный спуск на воду. К концу года «Комсомолец» вступил на вооружение Советской армии. Субмарина состояла из двух корпусов. Прочная цилиндрическая средняя часть диаметром 8 метров, а в окончании лодки корпус принимал форму усеченного конуса. Чтобы повысить прочность субмарины, сделали минимум отверстий и отказались от большого погрузочного люка. Система продувания цистерн газогенераторами позволяла экстренно всплывать с больших глубин. Прочный титановый корпус, торпедные отсеки и шпигаты были оборудованы защитными отсеками. Спасательная камера, способная вместить всех членов команды, могла осуществить подъем с глубины 1500 метров, а все 7 отсеков подводной лодки оборудовали системами тушения пожаров. Все самые современные технические и военные разработки СССР были применены в субмарине «Комсомолец». Подлодка не имела аналогов в мире. На тот момент, она являлась самой современной системой на земном шаре. До сих пор, «Комсомольцу» принадлежит рекорд погружения. Он составляет 1032 метра. И, тем не менее, она затонула.

Основной причиной гибели субмарины считается вспыхнувший пожар в 7 отсеке. Трагедия произошла у берегов Норвежского моря. Около 12 часов дня был получен сигнал бедствия, в район крушения сразу же была направлена спасательная техника, но, к сожалению, через несколько часов лодка стала крениться, и пошла ко дну. Удалось спасти только 27 членов экипажа, остальные погибли.

«Курск»

В августе 2000 года в День Военно-Воздушных сил произошла самая большая трагедия начала тысячелетия – затонула подводная лодка «Курск». Заложенная в 1992 году и спущенная на воду в 1994 году на заводе «Севмаш», субмарина входила в состав Северного флота в 1995-2000 г.г. Затонувшая подводная лодка была начинена самым современным оружием в мире и считалась очень надежной. Вероятность затопления была сведена к минимуму, но она случилась.
Трагическая случайность случилась недалеко от Североморска. Все члены экипажа в составе 118 человек погибли. Основной причиной крушения стал пожар в первом отсеке по технологической причине. Но это официальная версия, но неофициально было выдвинуто огромное количество слухов и домыслов специалистами и просто обывателями, снято несколько документальных фильмов. На страницах СМИ и государственных каналах бушевали нешуточные страсти. Главной неофициальной версией стало попадание американской ракеты в обшивку субмарины. Что произошло на самом деле, в ближайшие годы вряд ли кто-то узнает.
 
Через год после трагедии началась уникальная операция по поднятию «Курска» со дна моря, на спасение которой были затрачены колоссальные средства. День гибели «Курска» официально признан в РФ Днем памяти погибших подводников.