0
7002
Устройство подводной лодки: отличия
Отличия устройства российских и иностранных подводных лодок
Первые полноценные подводные лодки, появившиеся в начале 20-го века имели в целом одинаковую конструкцию, отличаясь деталями. В то время еще появлялись проекты экспериментальных лодок, выделяющихся на общем фоне (паровых и так далее), но они не нашли продолжения, и уже в первую мировую войны конструкторы определились с оптимальной схемой устройства подводной лодки и использования связки дизельного двигателя и электромоторов. Все первые лодки были однокорпусными, то есть в единственном прочном корпусе располагались все устройства и механизмы. Постепенно конструкторы пришли к идее полуторакорпусных лодок, которые стали наиболее распространенными во время второй мировой войны.
Послевоенное развитие подводного флота, и особенно появление атомных лодок привело к дальнейшему совершенствованию конструкции, а также впервые в истории к появлению независимых школ проектирования подводных лодок. Речь идет о западной (классической) и советской школе, которые выбрали совершенно разные подходы к строительству подводного флота.
Устройство подводной лодки, в частности расположение основных элементов является одинаковым для всех лодок. Носовые отсеки отданы под размещение торпедных аппаратов и гидролокационного оборудования, далее следует отсек для личного состава и различного оборудования, ближе к середине (но в передней части лодки) располагается командный пост управления, в кормовую часть уходят помещения для размещения различного оборудования и личного состава. Ближе к корме (второй – третий отсек с конца) располагается силовая установка.
Так в чем же разница в устройстве отечественных и иностранных подводных лодок? Как устроена подводная лодка российской (советской) постройки? Главной особенностью всех отечественных подводных лодок является наличие двухкорпусной конструкции, то есть когда вокруг прочного корпуса, внутри которого располагаются основные механизмы, находится еще один легкий корпус, обеспечивающий наиболее выгодные обводы корпуса с точки зрения динамики движения. Кроме того, в пространстве между корпусами располагаются механизмы, способные функционировать в условиях внешнего давления забортной воды (балластные цистерны, антенны гидролокаторов). При этом устройство атомной подводной лодки принципиально не отличается от дизельной.
Подобная схема имеет как свои преимущества, так и недостатки. Использование второго корпуса приводит к возрастанию габаритов и массы подводной лодки (именно поэтому отечественные лодки всегда больше зарубежных), а также снижает маневренность под водой. В тоже время такие лодки отличаются повышенной живучестью и наличием большего свободного пространства внутри прочного корпуса.
Как устроена подводная лодка западной постройки? Все иностранные лодки (за малым исключением) строятся по однокорпусной схеме, где все механизмы, в том числе балластные цистерны, расположены внутри единого прочного корпуса. В результате лодки получаются меньших габаритов, более легкие и маневренные, но обладающие меньшим запасом плавучести и живучестью. В результате отечественные корабелы во главу угла поставили живучесть подводной лодки, в то время как иностранцы сделали ставку на маневренность и меньшие габариты. По-существу, это единственное различие в устройстве атомной подводной лодки (и дизельной тоже) двух школ, но столь сильно влияющее на характеристики боевых единиц.
Доказать кто оказался прав может только война, но стоит надеяться, что мы ее не увидим.
Первые полноценные подводные лодки, появившиеся в начале 20-го века имели в целом одинаковую конструкцию, отличаясь деталями. В то время еще появлялись проекты экспериментальных лодок, выделяющихся на общем фоне (паровых и так далее), но они не нашли продолжения, и уже в первую мировую войны конструкторы определились с оптимальной схемой устройства подводной лодки и использования связки дизельного двигателя и электромоторов. Все первые лодки были однокорпусными, то есть в единственном прочном корпусе располагались все устройства и механизмы. Постепенно конструкторы пришли к идее полуторакорпусных лодок, которые стали наиболее распространенными во время второй мировой войны.
Послевоенное развитие подводного флота, и особенно появление атомных лодок привело к дальнейшему совершенствованию конструкции, а также впервые в истории к появлению независимых школ проектирования подводных лодок. Речь идет о западной (классической) и советской школе, которые выбрали совершенно разные подходы к строительству подводного флота.
Устройство подводной лодки, в частности расположение основных элементов является одинаковым для всех лодок. Носовые отсеки отданы под размещение торпедных аппаратов и гидролокационного оборудования, далее следует отсек для личного состава и различного оборудования, ближе к середине (но в передней части лодки) располагается командный пост управления, в кормовую часть уходят помещения для размещения различного оборудования и личного состава. Ближе к корме (второй – третий отсек с конца) располагается силовая установка.
Так в чем же разница в устройстве отечественных и иностранных подводных лодок? Как устроена подводная лодка российской (советской) постройки? Главной особенностью всех отечественных подводных лодок является наличие двухкорпусной конструкции, то есть когда вокруг прочного корпуса, внутри которого располагаются основные механизмы, находится еще один легкий корпус, обеспечивающий наиболее выгодные обводы корпуса с точки зрения динамики движения. Кроме того, в пространстве между корпусами располагаются механизмы, способные функционировать в условиях внешнего давления забортной воды (балластные цистерны, антенны гидролокаторов). При этом устройство атомной подводной лодки принципиально не отличается от дизельной.
Подобная схема имеет как свои преимущества, так и недостатки. Использование второго корпуса приводит к возрастанию габаритов и массы подводной лодки (именно поэтому отечественные лодки всегда больше зарубежных), а также снижает маневренность под водой. В тоже время такие лодки отличаются повышенной живучестью и наличием большего свободного пространства внутри прочного корпуса.
Как устроена подводная лодка западной постройки? Все иностранные лодки (за малым исключением) строятся по однокорпусной схеме, где все механизмы, в том числе балластные цистерны, расположены внутри единого прочного корпуса. В результате лодки получаются меньших габаритов, более легкие и маневренные, но обладающие меньшим запасом плавучести и живучестью. В результате отечественные корабелы во главу угла поставили живучесть подводной лодки, в то время как иностранцы сделали ставку на маневренность и меньшие габариты. По-существу, это единственное различие в устройстве атомной подводной лодки (и дизельной тоже) двух школ, но столь сильно влияющее на характеристики боевых единиц.
Доказать кто оказался прав может только война, но стоит надеяться, что мы ее не увидим.