0
4787

Самая большая подводная лодка

Самая большая подводная лодкаПодводные лодки: вчера и сегодня
Кто в детстве не зачитывался книгами о приключениях свободолюбивого капитана Немо? Многие думают, что французский писатель-провидец Жюль Верн первым подал идею о создании подводного корабля. Однако это не так!

Немного истории
В самом деле, популяризировал это изобретение именно Верн – своим романом «20000 лье под водой». Но о значении судна, передвигающегося скрытно под водой, высказывался еще гений Леонардо да Винчи. Поразмыслив, к чему может привести такая грозная военная машина, великий итальянец сам же свой проект и уничтожил. А вот голландец Корнелиус ван Дреббель пошел дальше. Он изготовил вполне жизнеспособную модель весельной подводной лодки и испытал ее на реке Темза. Было это в 1620 году.

Известен факт постройки прототипа подлодки в России при дворе Петра Первого. Но царь умер, и опыты не были доведены до конца.

Пионерами, применившими субмарину в ходе военных действий, стали американцы. Было это во времена Гражданской войны. Отцом-создателем лодки был Хорас Х. Ханли, она носила имя изобретателя, а ее экипаж сражался на стороне Конфедерации. Таково начало, а эпоха самых больших подводных лодок мира была, конечно, впереди.

Период Второй мировой
Гигантский скачок в усовершенствовании механизмов подводных лодок пришелся на период, предшествующий Второй мировой войне. Хотя лодки того времени в основном были «ныряющими» (запасов кислорода и батарей хватало ненадолго, после чего судно вынуждено было вновь оказываться на поверхности), они внесли свою весомую лепту в победу над Третьим рейхом. Советские подлодки уничтожили 328 транспортных судов и 70 боевых кораблей. Иностранные лодки в ходе Второй мировой потопили 4330 транспортов и 395 кораблей. Однако это были далеко не самые большие подводные лодки в мире.

Устаревшие образцы лодок работали лишь на электромоторе, что приводило к  необходимости часто всплывать и заряжать батареи. Ограниченный объем воздуха в корпусе препятствовал функционированию дизеля. Сейчас источниками энергии подводных лодок являются атомные установки, аккумуляторы, топливные элементы, дизельные моторы и двигатели Стирлинга.

Самая большая подводная лодкаГиганты современности
33 страны имеют на своем вооружении субмарины. Самыми большими подводными лодками в мире на сегодня являются французские «Триумфаны» (с подводным водоизмещением 14335 т), британские – «Вэнгард» (15900 т), штатовские «Огайо» (18750 т). В США было произведено 18 лодок третьего поколения, из них 4 «Огайо» трансформировали в крылатые ракеты «Томагавк».

Но непревзойденным по габаритам был и остается подводный крейсер «Акула» стратегического назначения. Это самая большая подлодка России и мира. Разработка проекта началась в 1972 году, а выпускались эти модели в 1976-1989 годах. Ее подводное водоизмещение составляет 48000 т, а надводное – 23200 т. Их было построено всего 6. Самыми большими российскими субмаринами также являются «Дельфин» (7 таких лодок изготовили в 1981-1992 годах) и «Борей», отсчет службы которого начался в 2013 году.