0
1005

Подводная лодка-музей в СПБ

Подводная лодка-музей в СПБВ 1720 году «таясь от чужого глазу», по приказу Петра I началось строительство первой в мире подводной лодки. Работы велись под руководством подмосковного плотника, работавшего на казенной верфи, Ефима Прокопьевича Никонова, совершенно тайно в Петербурге на Галерном дворе. Строительство шло несколько лет, и было произведено несколько неудачных испытаний. Но царя это не смутило, и он всячески поддерживал изобретателя, приказав укрепить деревянный корпус судна железными обручами. К сожалению, после кончины Петра в 1725 году всяческие работы прекратились, чиновники перестали интересоваться подводной лодкой, и, разжаловав изобретателя в «простые адмиралтейские работники», сослали его в Астраханское адмиралтейство.

Видели бы Ефим Никонов и Петр I современную подводную лодку С-189, пришвартованную на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Суровое и мощное судно стоит на набережной Лейтенанта Шмидта, и как положено настоящему морскому волку, внушает уважение и восхищение, принимая на борт жителей и гостей Санкт-Петербурга, предоставляя возможность посещения и изучения Музея.

Но до того как стать живой легендой, корабль прожил насыщенную и интересную жизнь, приводил в исполнение все поставленные боевые задачи, и с честью нес службу на ВМФ СССР.

На судостроительном заводе № 189 им. Орджоникидзе (сегодня это Балтийский завод) 31 марта 1954 года началось строительство подводной лодки С-189, и спустя 5 месяцев судно поставили на воду. 9 марта 1955 года, успешно завершив комплексные испытания, лодка пополнила боевые ряды Военно-Морского Флота Советского Союза. В этот день корабль празднует свой День рождения.

С-189 с доблестью прошла ни одну боевую кампанию, всегда достойно выполняя поставленные перед экипажем задачи, участвовала в испытаниях на Ладожском полигоне, на ее борту обучились мастерству подводного плаванья несколько тысяч матросов и сотни офицеров.

В 1978 году среди дизельных торпедных подлодок происходило соревнование на приз Главнокомандующего ВМФ, в котором С-189 приняла участие. Поразив все мишени, экипаж судна занял почетное второе место. Так же лодка принимала участие во многих смотрах и парадах военно-морских сил.

Прослужив на флоте 35 лет, в 1990 году С-189 списывают на берег, демонтируют оборудование и оставляют лодку для последующей переработки. Простояв 8 лет в отстое, из-за разрушительного влияния времени и погодных условий, поврежденные отсеки наполнились водой, и как следствие лодка потеряла былую непотопляемость и, затонула у второго причала в Купеческой гавани порта Кронштадт.

Только в конце 2005 года, благодаря инициативным балтийским ветеранам, финансовой помощи мецената и бывшего военного моряка Артюшина А.А. и экспертов по подъему затонувших кораблей Крамаренко А.В. и Салия О.С. С-189 была благополучно поднята и переведена на Канонерский завод. Судно стояло в доке до 2007 года, где под пристальным вниманием Российского Речного Регистра заводские мастера выполняли восстановительные работы. И уже к концу лета судно благополучно отбуксировали к плавпричалу на набережной Лейтенанта Шмидта, где оно получило второе рождение. После трех лет восстановительных работ внутренней оснастки, сталкиваясь с множеством проблем инженерного и организационного характера, благодаря руководителю проекта Артюшину А.А., ветеранам-подводникам, заводским работникам и военным специалистам, «Музей подводная лодка С-189»  20 марта 2010 года принимал у себя на борту первых посетителей.

В 2010 году в честь 55-летия субмарины, Почта России выпустила именную почтовую открытку и организовала торжественное специальное ее погашение на борту самого судна. На карточке художником-маринистом Заикиным А.Ю. изображена С-189 во время одного из морских парадов.

Да, если бы Ефим Никонов и Петр I увидели бы этого седого просоленного морехода, они бы гордились русским флотом и его моряками-подводниками!